|
17 июля - День памяти Святых Царственных мучеников |
ГОСУДАРЬ
В 1917-м году закончилось царствование Дома Романовых. Словосочетание «конец царства» в любом контексте звучит невесело, но в случае с русской монархией это еще и трагично, ибо все мы знаем о зверском убийстве Царской Семьи в июле 1918 года в Екатеринбурге. Через 82 года, в 2000 году, Церковь прославила Императора Николая II и членов его Семьи в лике святых страстотерпцев. Однако, несмотря на то, что со дня канонизации прошло уже 10 лет, все еще раздаются голоса, порочащие репутацию последнего русского царя: его обвиняют в безволии, в том, что он был плохим полководцем, в нарушении клятвы на царство, в кровавой бойне 9 января 1905 года и прочем. Справедливы ли эти обвинения?
Первый и последний
Так случилось, что как первого, так и последнего мучеников из рода Романовых звали Михаилами: боярин Михаил Никитич и Великий Князь Михаил Александрович - Романовы.
Боярина Михаила Никитича выслал из Москвы Борис Годунов, боявшийся Романовых как конкурентов на престол. Пятерых детей боярина Никиты Романова Годунов отправил в места, сильно отдаленные от столицы, где они скорее могли погибнуть. Только двое из братьев - Федор и Иван - пережили ссылку.
Узника Михаила Никитича, закованного тяжелыми цепями, привезли в Ныробский погост Пермской губернии. На окраине деревни стрельцы вырыли яму, которую сверху накрыли деревянным настилом, оставив небольшое отверстие для подачи пищи. Яма была темная и сырая, для жизни абсолютно непригодная. Сами стрельцы поселились в одной из шести крестьянских изб. Вскоре они задушили своего пленника, чтобы уехать из северной глухомани. Это произошло в 1601 году, а через 12 лет племянник ныробского узника - Михаил Федорович Романов, взошел на престол и стал государем, положив начало царствованию великой династии.
Спустя 300 лет, в 1918 году, история повторилась: в Пермь был сослан родной брат Императора Николая II - Михаил Александрович Романов, расстрелянный большевиками 12 июня того же года.
Было ли в этих совпадениях что-то мистическое, сказать трудно, известно лишь о загадочном пророчестве праведного Иоанна Кронштадтского, который задолго до революции сказал:
«Над Пермью висит черный крест».
Тайный смысл этих слов открылся после трагедии в Екатеринбурге и Алапаевске, когда все поняли, что святой Иоанн духовно прозрел убийство Царской Семьи, ведь в 1918-м году Екатеринбург и Алапаевск входили в состав Пермской губернии.
«От благочестивого корня»
Воцарение Михаила Федоровича Романова в 1613 году прекратило бывшую тогда на Руси смуту, восстановило в среде русских людей спокойствие и порядок, смирило врагов русского государства. С этой поры небольшое Московское царство стало превращаться в великую Российскую Империю.
Михаилу Романову в год избрания на престол было всего 16 лет, но сановных бояр это не смутило: как-никак молодой боярин происходил из Рюриковичей, сам Иоанн Грозный приходился ему родным дедом.
Земский Совет, чтобы увериться, что выбор кандидата на престол согласуется с желанием народа, послал гонцов во все города Руси, дабы опросить «верных и богобоязных людей: кого хотят Царем на Московское Государство». Решение вопроса было отложено на две недели: с 7 до 21 февраля. В течение этого времени был объявлен всеобщий пост. Люди усердно молились и постились, чтобы Бог «устроил всему православному Христианству полезная» и объявил Свою волю.
Вскоре отовсюду было получено подтверждение о единодушном желании:
«Быти на Московском Государстве Царем от благочестива корени родившемуся Михаилу Феодоровичу Романову и оприч его никак никого на Московское Государство не хотети».
21 февраля 1613 года в Московском Успенском соборе православные всех сословий едиными устами признали государем всея Руси Михаила Федоровича Романова и клятвенно обещали служить ему во всем верой и правдой. В Костромской Ипатьевский монастырь, где в то время находился Михаил со своей матерью, было направлено посольство из духовных и светских чинов - «для испрошения согласия Михаила Федоровича».
Выслушав просьбу послов, изумленный Михаил заявил, что не находит возможным даже помыслить о высоте царствования. То же повторила его мать, не соглашавшаяся благословить сына на престол. Послы показывали грамоты от всенародного Земского Совета, били челом, умоляли - все было напрасно: Романов от царства наотрез отказывался. Тогда люди пали к его ногам, а женщины в отчаянии повергли на землю своих младенцев. Михаил Федорович оставался непреклонным. Послы и народ прибегли к последнему средству: решились поколебать благочестивые сердца Марфы и Михаила напоминанием о великой ответственности «за все могущия последовать бедствия Отечества».
Мать и сын вынуждены были покориться своей судьбе. Вскоре Михаил был помазан на царство. Так начиналась история династии Романовых.
Святой Император
В советские годы нам столько лгали о «плохом» царе Николае, что некоторые до сих пор повторяют эти антимонархические агитки, хотя коммунарские мифы давно развенчаны.
Русское зарубежье раньше нас оценило подвиг государя: Русская Православная Церковь за границей канонизировала Царскую Семью еще в 1981 году. Писатель-эмигрант И. Л. Солоневич назвал Николая II «самым умным человеком России». В своей статье «Миф о Николае II» он писал: «С момента его отречения от престола в мировой политике - во всей мировой политике - более умного человека не было. Или еще точнее - никто ничего с тех пор более умного не сделал».
Солоневич анализирует факты, а факты - вещь упрямая: «Мы называем: Петра Первого - «Великим», Александра Первого - «Благословенным» и Сталина - «гением». Поставим вопрос по-иному. При Петре Первом Швеция Карла XII дошла до Полтавы. Александр Первый пустил французов в Москву, правда, Наполеон был не чета Карлу. При «гениальнейшем» Сталине немцы опустошили страну до Волги. При Николае Втором, который не был ни Великим, ни Благословенным, ни тем более гениальнейшим, немцев дальше Царства Польского не пустили: а Вильгельм Второй намного почище Гитлера будет».
Тем, кто с советских времен усвоил, что при Николае II Россия была отсталой, заметим, что принцип сохранения «вековых устоев» никогда не мешал Николаю II проводить преобразования, которые вели страну к улучшению жизни. В 1897 году была произведена важнейшая денежная реформа - переход на золотую валюту, упрочивший международное финансовое положение России. В этом же году введена казенная винная монополия, пополнившая казну и устранившая наиболее неприемлемую форму «распивочной» продажи водки. В 1900 году была отменена ссылка на поселение в Сибирь, что стало стимулом быстрого развития этой важной российской окраины. Кроме того, государь решил «снять с Сибири тяжелое бремя местности, в течение веков наполненной людьми порочными». Россия в годы его правления была главной кормилицей Западной Европы, занимая первое место по вывозу зерна, причем, цены на зерно были самыми низкими в мире. Финансовая политика основывалась не только на бездефицитных бюджетах, но и на принципе значительного накопления золотого запаса. По темпам среднегодового прироста промышленной продукции (12%) Россия обгоняла все европейские страны. Особенно ускоренно развивались новые отрасли: тяжелое машиностроение, химическое производство, электроиндустрия, добыча полезных ископаемых. Ежегодно прокладывалось в среднем 2,5 тысячи верст новых железнодорожных магистралей - впоследствии этот показатель никогда не был перекрыт. В начале царствования Николая II образование в России стало бесплатным. В 1897 году государь издал распоряжение, ограничивающее продолжительность рабочего дня: она составила 2592 часов в год, в то время как в США равнялась 2700 часам. Закон 1903 года обязал вознаграждать рабочих за каждый несчастный случай на работе, даже если виновником его был сам пострадавший. В случае смерти от несчастного случая для вдовы рабочего и его детей устанавливалась пенсия, даже если эти дети были незаконными. Подобной практики не существовало больше нигде в мире. Американский президент Тафт, беседуя с членами русской делегации, говорил:
«Ваш Император создал такое совершенное рабочее законодательство, каким не может похвалиться ни одно демократическое государство».
Что касается отречения от престола, которое ставят в вину Императору Николаю, то мы должны признать, что 2 марта 1917 года генералитет и Дума, оказав сильнейшее давление, вынудили государя подписать акт об отречении. В дневнике Императора есть запись:
«Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился… В час ночи я уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, трусость и обман!»
Заговор в Государственной Думе, измена государю членов императорской фамилии и жителей обеих столиц и главное - измена генералитета - все эти обстоятельства делали невозможным дальнейшее управление империей. Государь был полностью блокирован, его распоряжения не выполнялись. Когда Николай II узнал, что брат Михаил Александрович также отрекся от престола, он тут же написал распоряжение о вступлении на Всероссийский престол своего сына царевича Алексия Николаевича при регенстве брата, но генерал Алексеев не отправил это распоряжение Временному правительству. Так что государь не был виновен в падении монархии в России и в нарушении клятвы Собора 1613 года. Последний поступок царя - не отречение, а передача власти брату, то есть Николай II остался помазанником Божиим до конца. Это прекрасно понимали члены Временного правительства, требовавшие от Синода издать акт о лишении Императора миропомазания на царство. Как известно, Святейший Синод категорически отверг это предложение.
Сохраняя вековые устои, Николай II проводил реформы,
которые вели Россию к улучшению жизни.
События 2 марта 1917 года были четко спланированы генералитетом, Думой и согласованы со странами Антанты. Ученый историк П. В. Мультатулли писал, что эти события «были не чем иным, как свержением Императора Николая II с прародительского престола; незаконным, совершенным преступным путем против воли и желания Самодержца, лишением его власти».
Подвиг и жертвенность государя в поступке отречения состояли в том, что он не хотел кровопролития, смуты и гражданской войны, которая неизбежно последовала бы за убийством монарха в Ставке. Жертва царя была высокой, он и сам писал в письме М. Родзянке:
«Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения родной Матушки России».
Словно предвидя свою дальнейшую судьбу, Император говорил Столыпину:
«Быть может, для спасения России нужна будет искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия!»
Из истории мы знаем, что когда наступает угроза государственного переворота, чаще всего политиками движет только инстинкт власти и страстное желание сохранить ее любой ценой. Но государь в эти минуты думал лишь о России и своем народе. Вся его дальнейшая жизнь была восхождением на Голгофу.
Самым частым аргументом большевиков против царя Николая II было обвинение в расстреле мирного шествия 9 января 1905 года. Сегодня, когда изучены документы этой провокации попа Гапона, становится ясно, что вины государя в случившейся трагедии нет, так как он не мог отдать приказ о расстреле демонстрации, поскольку его вообще не было в этот день в Петербурге. Более того, начальник петербургского охранного отделения А. В. Герасимов в своих воспоминаниях свидетельствует о том, что Гапон рассказал о плане убийства царя:
«Внезапно я его спросил, верно ли, что 9 января был план застрелить Государя при выходе его к народу. Гапон ответил: «Да, это верно. Было бы ужасно, если бы этот план осуществился. Я узнал о нем гораздо позже. Это был не мой план, но Рутенберга… Господь его спас…».
19 января царь принял депутацию рабочих от больших фабрик и заводов столицы, которые уже 14 января в обращении к митрополиту Петербургскому выразили полное раскаяние в произошедшем:
«Лишь по своей темноте мы допустили, что некоторые чуждые нам лица выразили от нашего имени политические вожделения».
Они и просили донести это покаяние до государя.
Отдельной строкой следует сказать о благочестии царя Николая, так как укреплению Православия он отдавал много сил. Государь понимал, что пока Русь называют Святой, она непобедима для врагов. В его царствование Россия продолжала украшаться новыми монастырями и церквями. С 1984 по 1912 годы было открыто 211 обителей и 7546 церквей, множество часовен, обновлялись древние храмы. Очень часто строительство церквей было возможно благодаря крупным вкладам из личных средств царской фамилии. За 21 год царствования
Николая II было прославлено больше святых, чем за четыре предыдущих царствования XIX века. В первую очередь напомним о канонизации преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского и святителя Иоанна Тобольского. Ни один из русских монархов не сделал столько, сколько Николай II для духовной жизни народа, причем дважды государю пришлось проявить свою самодержавную волю в отношении Синода, например, когда было отложено прославление свт. Иоасафа Белгородского и в деле канонизации свт. Иоанна, митрополита Тобольского. На материалах к прославлению прп. Серафима Саровского царь начертал: «Немедленно прославить!»
Человеческий род похож на родник, не зря же эти слова от одного корня. Как вода фильтруется песком и другими подземными породами, освобождаясь от мути, так и род человеческий, перетекая из столетия в столетие, накапливает добродетели и благочестие. У каждого рода своя мера длины, и кому сколько течь - Бог весть. Зато к чистому роднику, чтобы утолить жажду, приходят тысячи. Так было с нашими святыми подвижниками: преподобными Сергием Радонежским и Серафимом Саровским, так было и с родом Романовых, исток которого начался в XVI веке, а через 300 лет явился в сонме святых страстотерпцев - государя Николая II и его Августейшей семьи.
Можно еще долго говорить о служении государя Николая Второго своей стране, но ограничимся словами И. Л. Солоневича:
«Даже и Церковь, подорванная реформами Никона и синодом Петра, Церковь, давно растерявшая свой морально-общественный авторитет, давным-давно потеряла и свой собственный голос. Сейчас она служит панихиды Царю. Тогда она не шевельнула ни одним пальцем. Никто, впрочем, не шевельнул. Так был убит первый человек России. За ним последовали и вторые, и десятые, в целом миллионов пятьдесят. Но и это еще не конец».
Светлана ВЯТКИНА
|