|
Читатели обратились в газету |
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ:
в доме Общины сестер милосердия будут «нумера»
«Я живу на улице Аммермана рядом с памятником архитектуры, известном как усадьба Лазарева. Здание, которое должно быть предметом гордости кронштадтцев, находится в ужасном состоянии. На руинах, в которые оно превратилось, живут бездомные, там постоянно случаются пожары. Дом погибает. А несколько дней назад его обнесли забором. Очевидно, там будут проводиться какие-то работы. Не могли бы вы выяснить, какие именно? Меня волнует судьба усадьбы, ведь это достояние Кронштадта...»
(Из обращения в редакцию «КВ» Ирины Чижовой)
К ограждению, которым обнесли несчастное, запущенное кроштадтское достояние, многие горожане проявили живой интерес. Несколько сообщений на эту же тему было оставлено в нашей группе на интернет-сайте «ВКонтакте».
Немного истории
Каменный особняк с парадным подъездом и башенкой, увенчанной шпилем, стоит на месте дома, где жил выдающийся русский флотоводец, кавалер ордена Святого Георгия, первооткрыватель Антарктиды, адмирал Михаил Петрович Лазарев.
Он жил в собственном, деревянном, доме в тихой, удаленной от центра части города. При усадьбе был сад с липовой аллеей (несколько деревьев сохранилось до наших дней). Адмирал Лазарев совершил три кругосветных плавания, во время одного из которых был открыт новый материк. Получив назначение на Черноморский флот и покидая Балтику, он подарил свой дом Кронштадту.
В течение нескольких лет особняк использовался для различных нужд. В 1857 году его занимали медсестры, направленные в Кронштадтский военно-морской госпиталь Крестовоздвиженской общиной сестер милосердия. В 1864 году в истории человечества произошло знаменательное событие: в Женеве представители шестнадцати государств, в том числе и России, подписали конвенцию, которая предусматривала облегчение участи раненых и больных во время войны. Возникло Общество Красного Креста.
В Кронштадте сразу же появилась местная Община Красного Креста, и для нее был выстроен вместительный каменный дом на участке, где раньше находилась адмиральская усадьба. Там были жилые помещения для обучающихся, классные комнаты и библиотека. Сад при доме служил местом отдыха, здесь же выращивали лекарственные растения. После революции Кронштадтская община Красного Креста была распущена. Но уже в 1922 году в этом доме снова появились медики: был издан указ об открытии в России противотуберкулезных диспансеров. В 1990-х диспансер переехал в новое здание на улице Зосимова. С тех пор усадьба пустует.
Планы на будущее
На вопрос, откуда взялся забор и что, собственно, за ним будет происходить, ответил начальник сектора строительства и землепользования администрации Кронштадта Владлен Викторович Родионов:
- Год назад, в июле 2009-го, состоялся аукцион, на котором был продан объект недвижимости, находящийся по адресу: Пролетарская, 30, литеры А, Б. Здание является объектом культурного наследия регионального значения «Дом общины сестер милосердия». В Кронштадте его называют домом или усадьбой Лазарева. По итогам аукциона победителем стало ЗАО «Витаком». В соответствии с правилами аукциона, принятыми для случаев, когда продается памятник архитектуры, новый собственник должен был заключить так называемое охранное обязательство. Это документ, где предусмотрены обязанности нового владельца по сбережению своего имущества. А согласно договору продажи, в течение 60 месяцев собственник обязан реконструировать объект - здание будут перестраивать под гостиницу. ЗАО «Витаком», купив дом, с заключением охранного обязательства не спешило, и никаких мер к тому, чтобы обеспечить охрану своей собственности, не принимало. Администрация Кронштадта, а также Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) несколько раз обращались в ЗАО «Витаком» с напоминанием, что те обязаны заключить охранное соглашение и заботиться о купленном особняке. Последний раз комиссия выезжала на место 23 июня. Был составлен акт и направлен в ЗАО «Витаком». Собственнику было предписано до 30 июля установить временное ограждение, обеспечить охрану территории, позаботиться о том, чтобы не стояли открытыми дверные проемы и окна - забить их фанерой или закрыть каким-то другим способом, отремонтировать крышу. Забор вокруг особняка означает, что последнее обращение достигло цели.
В районной администрации обещали следить за тем, как будет развиваться ситуация. Если новый владелец снова забудет, что купил немного больше, чем просто кусок земли со старыми стенами и старыми липами, ему снова об этом напомнят.
Екатерина МАРКИНА
Фото автора
|