Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 

 

Кронштадтский вестник
№ 32 от 20 августа 2010 года

Вернуться к главному  
 

Чтобы помнили

Смерти нет

К десятой годовщине катастрофы
атомного подводного крейсера «Курск»


30 июля 2000 года. День ВМФ. После Парада кораблей АПК «Курск»
отправится на выполнение учебно-боевой задачи. Последней.

«Они все погибли. Все кончено»

Еще до официального заявления вице-адмирала Михаила Моцака это стали понимать люди в разных концах России.
И полились слезы. 14, 15, 16 августа: три дня ожидания. Три дня веры в лучшее, в то, что: «Не может такого быть». В то, что: «Помогут, спасут!» «Они стучат? - Стучат...» Хотелось забросить куда подальше бесполезные журналистские слова и идти ломать железо. Пробиваться в девятый отсек, где они - как мы верили, как нам говорили, - были еще живы.
«12 августа 2000 года атомный подводный крейсер К-141 «Курск» во время выполнения учебно-боевой задачи в Баренцевом море получил тяжелые повреждения и затонул. Верный присяге, ценой собственной жизни экипаж крейсера заглушил ядерный реактор и до конца боролся за корабль...»
(Из приказа о зачислении погибших матросов и офицеров «Курска» навечно в списки 7-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота)

2000 год. 12 августа АПК «Курск» не вышел на связь в условленное время. 14 августа сделано первое публичное заявление о том, что лодка легла на дно. 15 августа Главный штаб ВМФ объявил о начале спасательной операции.
На Баренцевом море поднялся сильный шторм. 16 августа Россия обратилась за международной помощью. 21 августа норвежские водолазы проникли в девятый отсек, где могли оставаться живые. Внутри была вода. Несколько часов спустя начальник штаба Северного флота официально подтвердил факт гибели личного состава «Курска».

Санкт-Петербург, 12 августа 2010 года

Возле часовни Рождества Христова при Николо-Богоявленском Морском соборе молятся об упокоении душ членов экипажа подводного крейсера «Курск».
«Погибли молодые моряки, дававшие обет верности стране, народу, Богу. По разному все переносят скорби и печали. Апостол Павел говорил: «Научимся от этой скорби, и будет она не так страшна. А учиться нужно, - в голосе настоятеля морского Храма Богдана Сойко появляется металл. - Учиться нужно заботиться не о технике - о людях!»
Первая мысль, которая приходила в голову тогда, после осознания, что все кончено и живых на лодке нет: «Позаботились о технике». Потом было много, сказанных тихо и в полный голос, мнений, сводившихся к тому, что заботились - о стратегических и финансовых интересах государства. Или государств. Помощника военно-морского атташе в России, капитана 2-го ранга Эрика Стиффенса в сопровождении офицера ВМС США, которые на панихиде, красивые, при полном параде, стояли в первых рядах, среди вдов, детей и матерей погибших подводников, очень много снимали. Но ни о чем их не спрашивали.
Евгений Дмитриевич Чернигов, контр-адмирал в отставке, командовал флотилией подводных лодок Северного флота:
- Бывало всякое. Но каждый раз мы делали все, чтобы не допустить гибели людей. И не допускали.
Игорь Кириллович Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба подводников:
- У экипажа «Курска» шансов остаться в живых не было.


Памятник экипажу АПК «Курск»
на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге

«Человеку на море страшно, ибо он пред морем, как пред самим Господом»
(Поморский морской Устав)

Из свидетельств, которые сохранились на погибшем «Курске» следует: обреченные на смерть и знавшие об этом подводники, которые собрались 12 августа в девятом отсеке, вели себя спокойно и достойно. Предсмертные записки близким написаны с сознанием, что совесть чиста и долг выполнен.
«Остаешься старшим мужчиной в семье. Помни, на тебе большая ответственность». «Отчаиваться не надо...»
27-летний капитан-лейтенант Тимур Гараев из Мурманска, с АПК «Брянск», твердо убежден, что замполиту на подлодке делать нечего и его место должен занять священник. А сейчас его невольно заменяет судовой врач: с вечными вопросами идут к нему. Вечных же вопросов у тех, кто выбрал эту службу, возникает много.
- Трагедия неверующего человека в том, что он не может вместить в сознание непреложную истину, состоящую в простых словах: «Смерти нет, ребята».
На Серафимовском кладбище отдали воинские почести личному составу «Курска». Владимир Путин, который десять лет назад говорил родственникам подводников: «Да если бы я мог, я бы сам в эту лодку залез!» - не приехал. Венок от него нес полпред Клебанов. Дмитрий Медведев не приехал тоже. Уважение к памяти экипажа АПК «Курск» проявили губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и командир ЛенВМБ Александр Федотенков. И тысячи таких, как мурманский капитан-лейтенант, который не в эту, так в такую же лодку регулярно залезает. А также их друзей-товарищей, и родных, и всех тех, кто чувствует, что лодка у нас одна, и все мы в ней.


Представители ВМС США на поминальной службе
в Николо-Богоявленском соборе

Екатерина МАРКИНА
Фото автора
При подготовке материала использованы сведения из ниги «Неугасимая лампада Курска», которая вышла в этом году в издательстве «Ладан», Санкт-Петербург.

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru