Среди многоэтажек закопана подводная лодка.
Рядом Музей подводных сил России
Памятные рубки
Когда лодка не может быть на воде или под водой, ей можно дать новую жизнь на суше - превратить в музей или памятник.
Рубка подводной лодки «Курск» стала мурманским памятником
Ходовая рубка АПЛ «Курск» стала центральной частью мемориала, посвященного памяти моряков-подводников, погибших в мирное время на затонувших подводных лодках. Мемориал был торжественно открыт в Мурманске в День Военно-морского флота в прошлом году. До возведения памятника в Мурманске были планы перевезти рубку трагически погибшей подлодки в Колтуши.
«Весной прошлого года на кладбище кораблей под Мурманском мы нашли выброшенную рубку подводной лодки «Курск». Тогда же решили привезти эту рубку в Колтуши и к 10-летию гибели «Курска» создать мемориал памяти погибших подводников. У нас уже была договоренность. Но губернатор Мурманской области решил, что рубка должна оставаться там, где лодка погибла, откуда отправляли домой тела погибших. И нам ее не отдали», - рассказал газете «Metro» Геннадий Кораблев, замглавы Ленинградского объединения ветеранов «Защитники Отечества», которое базируется в Колтушах.
Открытие нового памятника в Ленинградской области приурочили к 10-й годовщине со дня гибели «Курска». Вместо рубки этой подлодки на главной площади Колтушей будет возвышаться рубка АПЛ «Оренбург». Это - второй памятник-рубка в окрестностях Санкт-Петербурга. Первым можно считать рубку лодки «С-156» («Комсомолец Казахстана»), мимо которой каждый день ходят жители Флотской улицы. Памятник «Морякам-подводникам Балтики. Живым и павшим» был установлен в Кронштадте 2000-м году. Тогда «КВ» много писал о подлодке, всплывающей среди асфальта.
В самом Петербурге лодки не только являются открытыми плавучими музеями (как «С-189», пришвартованная на набережной Лейтенанта Шмидта напротив Морского корпуса Петра Великого и открытая для посетителей три года назад), но и элементами скульптурных композиций. Около здания ЦКБ морской техники «Рубин» к 100-летию профессионального проектирования подводных лодок в России (2000-й год) был открыт памятный знак, в композиции которого соединены макеты первой русской подлодки «Дельфин» и самой крупной в мире подводной лодки «Тайфун». По размерам они напоминают в паре карася и кита. Именно здесь, на улице Марата, была спроектирована АПЛ «Курск». Операция по ее подъему также была разработана конструкторами «Рубина» и осуществлялась при их непосредственном участии...
Своя всплывающая из земли рубка в Северной столице тоже есть. Перед жилым домом по адресу: Кондратьевский проспект, дом № 83/1, на первом этаже которого в 1997 году был открыт Музей подводных сил России имени А. И. Маринеско. Во дворе жилого дома там врыта целая подводная лодка - на поверхности одна рубка. Декоративная баллюстрада с якорной цепью очерчивает контур скрытой от глаз лодки. Она является внешней площадкой музея. Внутри в теплое время года проводятся экскурсии.
«Рубка корабля - это такой особенный кусок железа, для которого самое лучшее - оставаться кораблем, даже если это памятник. По крайней мере, люди будут видеть и помнить, что такое подводная лодка», - высказался председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин на виртуальном портале Военно-морского флота www.navy.ru.
Серафима БЕЛЕВИЧ
|