|
Кронштадт: страницы истории
|
Адмирал М. П. Лазарев
Наследники Петра Великого
Уважаемый читатели!
Публикацией этого материала мы продолжаем серию рассказов о спорте в Кронштадте давно минувших дней. Это дань памяти и уважения первопроходцам кронштадтского спорта, вписавшим свои имена не только в спортивную историю Кронштадта и Санкт-Петербурга, но и всей России и даже мира. Мы попробуем напомнить нынешнему поколению о наших славных предках: трехкратном чемпионе Кронштадта (1857, 1858, 1860 годы) по стрельбе из винтовки, герое Севастопольской осады, подполковнике (дослужившегося до генерала) морской артиллерии Ф. В. Пестиче; вице-командоре Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба и «художнике шахмат» - лейтенанте 14 флотского экипажа И. С. Шумове; подпоручике крепостной артиллерии Г. Д. Мартосе, совершившем «оздоровительную» туристическую поездку на допотопном даже для того времени (1890 год) велосипеде на сплошных шинах по маршруту Петербург-Варшава-Берлин-Париж-Лондон на 8000 километров; капитане крепостного телеграфа А. М. Каше, серебряном призере по стрельбе из дуэльного пистолета на Олимпийских играх в Стокгольме 1912 года и многих, многих других. Вместе с тем автор просит читателей, имеющих в своем семейном архиве какие-либо сведения на эту тему, сообщить ему по телефону: 434-82-77. Сохранность материалов гарантируется.
Наваринское сражение
(Начало в № 37)
Всем без исключения офицерам и нижним чинам с «Меркурия» Николай I распорядился: по-жиз-не-нно (!) пожаловать двойной оклад и знаки военного ордена, Александру Казарскому присвоить звание капитана 2-го ранга, назначить флигель-адъютантом и наградить орденом святого Георгия 4-й степени, а в родовой герб «привнесть пистолет» из которого, в критический момент, должны были взорвать бриг.
Вначале карьера Александра Ивановича складывается блестяще. В 1830 году он командир линейного корабля «Тогнедос». 3 мая того же года, в присутствии адмирала Грейга, вице-адмирала Путятина, контр-адмирала Скалонского, Кумани, Беллинсгаузена, командиров боевых кораблей эскадры, стоявших, на севастопольском рейде, принимает участие в торжествах по случаю поднятия на бриге «Меркурий» Георгиевского флага. Затем вместе с князем Трубецким едет в Лондон для поздравления английского короля Вильгельма IV, где английские моряки встречают его с большим уважением.
В 1831 году Казарский поступает в полное распоряжение Николая I. Перед ним открываются широчайшие перспективы восхождения по служебной лестнице. Офицер свиты Его Высочества, флигель-адъютант, человек с репутацией «ревизора беспощадного и неподкупного», ему император доверяет дела государственной важности.
Но, увы, 16 июня 1833 года жизнь Александра Ивановича трагически обрывается. В Николаеве, на званом обеде, после проверки казнокрадов-интендантов, он был отравлен чашечкой кофе, который ему поднесла молоденькая генеральская дочка. «Когда его хоронили, тело Александра Ивановича было черно, как уголь, голова и грудь необыкновенным образом раздулись, волосы на голове обвалились…»
В Севастополе на Матросском, бывшем Мичманском, бульваре и сегодня стоит памятник с лаконичной надписью: «Казарскому. Потомству в пример». Это матросы Черноморского и Балтийского флотов, желая сохранить память о блистательном подвиге брига «Меркурий», собрали 12 тысяч своих кровных рублей, академик архитектуры А. П. Брюллов набросал эскизный проект, а известный в то время в Севастополе каменных дел мастер О. Г. Нюман соорудил монумент.
Но вернемся к предмету нашего повествования. Гоночная комиссия, в составе камер-юнкера И. Рибопьера, князя Василия Кочубея, контр-адмирала Путятина под председательством командора
А. Я. Лобанова-Ростовского перешла на паровой фрегат «Богатырь», чтобы следовать во время состязания за яхтами «для ближайшего наблюдения».
Сейчас об этих состязаниях сказали бы, что они прошли, несмотря на новизну дела, «на высоком организационном уровне». В 10 часов утра 8 июля по первой пушке с брига «Казарский» яхты переменили стеньговые флаги общества на свои позывные вымпела. По второй пушке начали отдавать паруса и в 11.00, по третьему пушечному выстрелу, отдав перлини, на коих задерживались, при тихом ветре, вступили в состязание.
Яхта «Джорджиан», видимо не имея еще достаточного практического опыта, при повороте на правый галс, спустилась внутрь параллелограмма дистанции и по протесту яхты «Королева Виктория» отказалась от дальнейшего состязания.
Между тем слабый ветер, местами до штиля, вначале мешавший состязанию, за вторым маячным судном стал благоприятствовать гонкам, и суда пошли резвее.
По мере их прихода к адмиральскому бригу яхты замечались по хронометру судьей. И хотя 161-тонная «Русалка» и 257-тонная «Королева Виктория» прибыли прежде яхты «Варяг», но по правилам, принятым уставом общества, «где суда большего размера давали меньшим по одной секунде на всякую милю с каждой тонны преимущества своей вместимости», то при пересчете времени приз был единогласно присужден яхте «Варяг» князя Голицына.
О 107-тонном тендере «Варяг» стоит сказать особо. Он был построен в Англии в 1834 году для члена королевского яхт-клуба Джона Мура. Этот тендер оказался отличным ходоком и на первой же гонке в Англии выиграл приз, но во время гонки при повороте оверштаг, кливер-шкотом на тендере, выбросило за борт двух человек. Владелец яхты «Мур», отчаянный, страстный яхтсмен, в пылу гонки не захотел заняться спасением утопающих, желая непременно выиграть приз. Несчастные погибли, и владелец тендера был исключен из числа членов Королевского яхт-клуба из-за чего впоследствии лишил себя жизни. Вот так ценилась честь члена яхт-клуба!
Между тем слух о создании отечественного яхт-клуба и проведении им состязаний достиг Черноморского флота, и из Николаева в Кронштадт в 1848 году была командирована яхта «Ориадна». Это был тендер водоизмещением 180 тонн, построенный по проекту главного командира Черноморского флота и почетного члена Императорского яхт-клуба адмирала М. П. Лазарева. Выдающийся флотоводец, педагог, организатор, кораблестроитель, совершивший три кругосветных плавания, во время одного из которых была открыта Антарктида, Михаил Петрович Лазарев, с 1808 года, жил в нашем городе, на улице Галкина, дом 30, в усадьбе, на месте которой в настоящее время стоит каменный особняк с парадным подъездом увенчанным башенкой со шпилем. При усадьбе был сад с липовой аллеей, несколько деревьев которой, говорят, сохранились до наших дней. Тогда, (ныне Пролетарская ул., д. 30), это была тихая, удаленная от центра часть Кронштадта. Получив в 1826 году назначение на Черноморский флот, Михаил Петрович подарил свой дом Кронштадту.
Там, в составе эскадры адмирала Л. П. Гейдена, находящейся в Средиземном море, 8 (20) октября 1827 года, командуя флагманским линейным кораблем «Азов», построенным под его личным наблюдением в Архангельске, он принял участие в Наваринском сражении, где еще раз обессмертил свое имя. Сражаясь сразу с пятью турецкими кораблями, он вначале потопил два больших фрегата и один корвет, затем сжег флагманский корабль под флагом Тагир-паши и вынудил выброситься на мель другой турецкий 80-пушечный линейный корабль.
За героизм, проявленный в Наваринском сражении, линейный корабль «Азов» впервые в истории российского флота был награжден Георгиевским флагом, а Михаил Петрович был произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя высшими орденами союзных войск: греческим командорским крестом «Спасителя», английским орденом «Бани» и французским «Святого Людовика».
Здесь же, на «Азове», под командованием М. П. Лазарева, отличился еще один, связанный с кронштадтским спортом офицер-лейтенант Павел Степанович Нахимов. Михаилу Петровичу Лазареву мы обязаны также воспитанием и будущего организатора кронштадтского парусного и гребного спорта - начальника практической броненосной эскадры адмирала Григория Ивановича Бутакова.
Место для состязания с гостем из Севастополя традиционно избрали в трех милях от Толбухина маяка, у Красной Горки. Состязания было решено провести раздельно: 13 августа - между тендерами и 14-го - между «шкунами». Призом был пожалованный Его Высочеством Почетным председателем Великим Князем Константином Николаевичем серебряный ковш, украшенный каменьями, в старинном русском вкусе с надписью «В морских гонках преуспевшему».
К чести черноморцев к адмиральскому судну, где находился судья гонки контр-адмирал граф Л. Л. Гейден (сын Наваринского героя) первою за 7 час. 39 мин. 5 сек. прибыла «Ориадна», опередившая (при пересчете времени) своего ближайшего соперника знаменитый тендер «Варяг» на 15 мин. 21 сек. Ее командиру лейтенанту М. С. Унковскому и был вручен главный приз Великого Князя Константина Николаевича.
А приз за лучшую скорость в следующей гонке - 14 августа - серебряный бюст Петра I неожиданно для всех выиграла шхуна «Джорджиан» господина
Ф. К. Берда, потомка того самого английского инженера К. Берда, которому мы обязаны с 1817-го года регулярным пароходным сообщением между Петербургом и Кронштадтом.
Сегодня трудно поверить, насколько его первые пароходы были «самого простого устройства». Представьте себе, пароходные печи и, что самое удивительное, дымоходные трубы были сложены из обыкновенного кирпича, и от качки иногда трескались, наводя панику на пассажиров. Но, тем не менее, кронштадтцы отзывались о пароходах с теплотой, отмечая «прекрасные светлые комнаты, в коих можно покойно заниматься не только чтением, но и письмом», хорошие завтраки, прекрасные вина и прохладительные напитки. «Удовольствие на палубе ни с чем несравнимы! - вспоминал один из восторженных пассажиров. - На ней понаделаны покойные кресла и софы, правда, из чугуна, но с мягкими подушками». Плата, по словам современников, взималась двоякого рода - 5 рублей и 2 рубля, «последняя с простолюдинов, кои также имели особую для себя комнату в носу судна».
О победителе - яхте «Джорджиан» - известно, что построена она была в 1844-м году в Блекверне близ Лондона, на верфи знаменитого строителя Динборна и в том же году выиграла первый приз в гонке вокруг острова Вайта, а в 1846 году была продана хозяином г. Ф. Берду.
Надо признать, что большинство судов Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба того времени были приобретены в Англии, а если и строились, то по чертежам английских яхт, и это было понятно: не было еще у нас в то время достаточного числа грамотных корабельных мастеров.
В 1849 году, 12 июня, в очередной гонке Императорского клуба принял участие, наконец-то, и наш герой, капитан дальнего плавания - лейтенант Атрыганьев на своей яхте «Нереида». В этот раз местом состязания было избрано «в северной Кронштадской бухте, на меридиане W возвышенности горы Пухтола». По жребию, брошенному на общем собрании, суда «Нереида», «Варяг», «Сапфир», «Джорджиан», «Ястреб» и «Чайка» встали у бочек с номерами, в расстоянии 75 сажень друг от друга. Все пространство гонок заключало в себе 26 итальянских миль.
Борис БРИЛЬ
(Продолжение следует)
|