Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 

 

Кронштадтский вестник
№ 39 от 8 октября 2010 года

Вернуться к главному  
 

Кронштадт: страницы истории


Бюст П. И. Рикорда

Наследники Петра Великого

Уважаемый читатели!
Публикацией этого материала мы продолжаем серию рассказов о спорте в Кронштадте давно минувших дней. Это дань памяти и уважения первопроходцам кронштадтского спорта, вписавшим свои имена не только в спортивную историю Кронштадта и Санкт-Петербурга, но и всей России и даже мира. Мы попробуем напомнить нынешнему поколению о наших славных предках: трехкратном чемпионе Кронштадта (1857, 1858, 1860 годы) по стрельбе из винтовки, герое Севастопольской осады, подполковнике (дослужившегося до генерала) морской артиллерии Ф. В. Пестиче; вице-командоре Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба и «художнике шахмат» - лейтенанте 14 флотского экипажа И. С. Шумове; подпоручике крепостной артиллерии Г. Д. Мартосе, совершившем «оздоровительную» туристическую поездку на допотопном даже для того времени (1890 год) велосипеде на сплошных шинах по маршруту Петербург-Варшава-Берлин-Париж-Лондон на 8000 километров; капитане крепостного телеграфа А. М. Каше, серебряном призере по стрельбе из дуэльного пистолета на Олимпийских играх в Стокгольме 1912 года и многих, многих других. Вместе с тем автор просит читателей, имеющих в своем семейном архиве какие-либо сведения на эту тему, сообщить ему по телефону: 434-82-77. Сохранность материалов гарантируется.

(Начало в № 37, 38)

Первым, как всегда, обогнул первое маячное судно «Варяг», за ним, «имея все шансы на успех», шел тендер «Нереида». Но, к сожалению, при обходе второго маячного судна на «Нереиду» неожиданно налетел столь сильный шквал с дождем и градом, что только опыт и хладнокровие самого Атрыганьева спасло положение. Яхту кинуло на бок, вода, почти достигла люков. В момент удара «руль мгновенно был положен на борт под ветер, в то же время отданы были кливер-фал, топсель-фал, и гафель-гордель». И хотя через четыре минуты ветер стих, но постановка отяжелевших мокрых парусов требовала столь значительного времени, что Атрыганьв принял решение «отложить намерение продолжать гонку…»
И приз, пожалованный почетным председателем клуба, Его Императорским Высочеством Великим Князем Константином Николаевичем - турий рог, отделанный в старинном русском стиле серебром, позолотой и каменьями, - гоночной комиссией был присужден тендеру «Варяг».
Другой важной заслугой Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба, кроме организации и проведения первых парусных гонок в России, явилось проведение первых международных состязаний. В 1852 году на регату, устроенную яхт-клубом, пришли шесть английских яхт: «Беатриче», водоизмещением 161 т, «Урания» (140 т), «Клеймор» (138 т), «Дестина» (108 т), тендер «Вар-Инг» (66 т) и «Фрик» (60 т).
На первую гонку с англичанами 12 июня записались яхты, «имеющие менее ста тонн вместимости», от Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба «шкуна» «Волна» и два тендера «Рюрик» и «Чайка». От англичан приняли участие в состязании шкуна «Контест» и тендер «Вар-Инг». Гоночная комиссия и судьи собрались 11 июня на Кронштадтском восточном рейде на пароходе «Геркулес», отданном морским начальством в распоряжение комиссии. За отсутствием почетного председателя, Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича, председателем гоночной комиссии был избран командор яхт-клуба князь Лобанов-Ростовский, а членами: камер-юнкер И. А. Рибопьер и граф А. А. Бобринский.
Судьей гонки был назначен адмирал П. И. Рикорд. Тот самый Петр Иванович Рикорд, который в 1787 году по просьбе своего отца, тогда премьер-майора был определен в наш кронштадтский Морской корпус, а затем, будучи мичманом, проживал в Кронштадте, в ветхом домишке у Владимирской церкви. В то время мичманское жалованье составляло 120 рублей ассигнациями, не Бог весть какие деньги, «впрочем, благодаря заграничным кампаниям, Рикорд имел более», так что ему даже, удалось некоторую часть отсылать на содержание матери и сестры.
«Помещение наше, - вспоминал Петр Иванович, - было мизерное, одна комната на четверых, да и такая, что если перед ее окном останавливалась собака, в комнате делалось затемнение. Чай почитался редким лакомством, пили молоко по утрам».
Как бежит время, сегодня корову в Кронштадте уже не увидишь - реликт. Стакан чая с сахаром в кафешке на Ленина стоит 15 рублей, вино в «забегаловке» на бывшем Козьем болоте во дворе «Пятерочки» - 16, а стаканами молоко, вообще, ни в одном ресторане или кафе Кронштадта не купишь. Почему? Поясняют: «Товар не пользуется спросом!»
Петр Иванович Рикорд - прославленный адмирал, соотчич Кронштадта, гордость России! Ему мы обязаны освобождением из плена командира шлюпа «Диана» лейтенанта Головнина, вероломно захваченного японцами с частью команды, за что Рикорд был произведен в капитаны 2 ранга с получением пожизненного пенсиона в 1500 рублей.
К слову заметим, что и сам Василий Михайлович Головнин был однокашником Петра Ивановича Рикорда и вместе с ним учился в Кронштадтском Кадетском корпусе, где они и подружились.
Назначенный в 1817 году вначале администратором, а затем начальником Камчатки, П. И. Рикорд за пять лет своего правления, несмотря на бездорожье, стихийные бедствия, хронический неулов рыбы и зверя, повальные болезни, превратил Камчатку из отсталого, убыточного края с умирающим населением в форпост Российской империи на Дальнем Востоке, за что вторично был пожалован пенсионом в 1400 рублей и награжден орденом св. Анны 2 ст. с алмазными знаками. И было за что. Не имея в своем распоряжении ни одной нефтяной скважины, ни одной газовой трубы, одним «отеческим попечением и заботой» наладил среди «впавшего в апатию населения» помощь голодающим, организовал медицинскую помощь, открыл школы, начал строительство больниц, церквей и богоделен, ввел земледелие и скотоводство, составил план социального развития Камчатки на многие десятилетия вперед, на котором сам Государь Высочайше начертал: «Не уклоняться…»
По возвращению с Камчатки в мае 1822 года П. И. Рикорд был назначен командиром 2-го флотского экипажа, а в марте 1825 года - начальником Кронштадтского порта.
В 1828 году направленный на Средиземное море в помощь находившемуся там графу Л. П. Гейдену Петр Иванович приобретает всемирную известность за организацию блокады Дарданелл, считавшейся до этого невозможной. Тем самым он способствовал скорейшему заключению Адрианопольского мира, по которому после многовекового турецкого ига получили независимость Греция, Молдавия, Валахия и Сербия.
При этом в Греции П. И. Рикорд снискал такую популярность среди населения, что после смерти законного президента графа И. Каподиастрии в 1832 году его хотели даже провозгласить до прибытия короля Оттона временным правителем. И это было возможно, так как к этому времени его уже избрали почетным гражданином Греческого государства.
В 1854 году, уже почти в 80-летнем возрасте, успешно командовал первой и второй флотскими дивизиями Балтийского флота во время обороны Кронштадта против соединенного англо-французского флота.
Путешественник, ученый, дипломат, кораблестроитель, государственный и общественный деятель, награжденный одиннадцатью орденами Российской Империи самой высокой пробы, к сожалению, Петр Иванович Рикорд так и не научился играть в баскетбол, потому, видимо, и не удостоился чести быть представленным хотя бы на самой скромной мемориальной доске по месту службы в городе Кронштадте, который ему многим обязан.
Но вернемся к описанию первой международной гонки 12 июня 1852 года. Пространство состязания было определено в 15 итальянских миль, ограниченное маячными судами между Петергофом, Кронштадтом и Невским плавучим маяком.
С последним пушечным сигналом, данным в 12 часов 27 минут, яхты снялись с якорей, но «Контест» и «Чайка» вскоре, сейчас бы сказали «по техническим причинам», отказались от состязания, прочие же суда окончили гонку в следующем порядке: «Вар-Инг» - 2 часа 42 минуты 13 секунд, «Рюрик» - 3 часа 12 минут 24 секунды и «Волна» - 3 часа 38 минут 22 секунды.
Таким образом, английский тендер «Вар-Инг» убедительно выиграл гонку и заслуженно был удостоен приза Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба - богатой серебряной позолоченной вазы.
Вторая гонка была назначена на 18 июня с большого Кронштадтского рейда вокруг острова Нерва и назад. Теперь все пространство гонки составило 106 итальянских миль. Судьей гонки опять был назначен адмирал П. И. Рикорд.
Помощник судьи камер-юнкер Иван Александрович Рибопьер достоин также нашего внимания, хотя бы как отец президента Санкт-Петербургского атлетического общества Георгия Ивановича Рибопьера. Если доктор Владислав Францевич Краевский считался «отцом русской атлетики», то граф Георгий Иванович Рибопьер был ее «кормильцем». На развитие русского спорта и поддержку выдающихся атлетов он потратил свыше ста тысяч рублей. Вдумайтесь в эту цифру, когда пуд перловки стоил 45 коп, ведро квашеной капусты - 50 коп, а целая корова - всего 5 рублей.
Именно он за свой счет направил на Лондонскую олимпиаду 1908 года четверых русских борцов, двое из которых Николай Орлов и Алексей Петров стали серебряными призерами. Именно ему «пришла счастливая мысль» о проведении ежегодных всероссийских чемпионатов не только по тяжелой атлетике, но и по гимнастике, боксу, фехтованию и стрельбе из пистолетов.
Ему же мы обязаны карьере Гаккеншмидта, Пытлясинского, Гвидо Мейера, Шмелинга, Коссовского и многих других выдающихся русских атлетов, в том числе непревзойденного Ивана Максимовича Поддубного, портрет которого так долго украшал вход в наш Кронштадтский спортивный клуб (когда-то Сухопутный манеж) на улице Восстания, дом 13-Б.
На эту, вторую, гонку 18 июня записались все шесть английских яхт и пять судов Императорского яхт-клуба: «Королева Виктория», «Русалка», «Джорджия», «Забава», тендер «Варяг».
Прибывшая на большой Кронштадтский рейд в 8 часов 50 минут комиссия нашла соревнующиеся суда в двух линиях на якорях, согласно выпавшим по жребию номерам. Ветер был ровный. По третьему выстрелу пушки в 10 часов 3 минут яхты начали сниматься с якорей. Российским яхтсменам очень хотелось взять реванш за поражение в первой гонке, команды яхт были даже дополнительно укомплектованы военными моряками, но первыми снялись с якоря опять англичане: «Вар-Инг», «Фрик», «Клеймор». За ними держались «Королева Виктория», «Варяг» и «Джорджиан», остальные шли далеко позади.
В 4 часа 20 минут, поймав ветер, яхта «Клеймор» обошла тендеры «Фрик» и «Вар-Инг», шедшие впереди, и уже не теряла приобретенного преимущества до конца гонки. «Королева Виктория» и «Джорджиан» шли за «Клеймором» почти вплотную, но расстояние между ними не сокращалось, и к адмиральскому судну яхты пришли так: «Клеймор» - 12 часов 48 минут, «Королева Виктория» - 12 часов 52 минуты, «Джорджиан» - 12 часов 57 минут, «Фрик» - 1 час 32 минуты 45 секунд, «Вар-Инг» - 1 час 38 минут, «Варяг» - 2 часа 25 минут.
Таким образом, если яхты Императорского яхт-клуба и уступили англичанам в обеих гонках, то совсем немного, особенно во второй, принципиальной гонке.
По совещании Гоночной комиссии шкуна «Клеймор» была удостоена приза Императорского Сакт-Петербургского яхт-клуба - превосходной серебряной вазой с золотым орлом, золотыми украшениями и синей финифтью, и 19 июня, в 8 часов утра, по принятой в Англии традиции, по первому пушечному выстрелу был поднят позывной вымпел этой яхты.

Борис Бриль

(Продолжение следует)

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru