Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 
 

Кронштадтский вестник
№ 5 от 12 февраля 2010 года

Вернуться к главному  
 

К 150-летию «Кронштадтского вестника»

2 (15) июля 1861 года вышел в свет первый номер
морской и городской газеты «Кронштадтский вестник»

И 110 лет назад в «КВ» писали о последствиях снегопада...

Уважаемые читатели, сегодня мы открываем новую рубрику - «К 150-летию «Кронштадтского вестника» - до полуторавекового юбилея осталось полтора года. Мы будем рассказывать вам, о чем писал «КВ» в дореволюционные годы - со дня выхода в свет первого номера от 2 (15) июля 1861 года до закрытия газеты в 1917-м, что происходило в нашем городе в те далекие времена, как и чем жили кронштадтцы.

С чего начать? От точного следования хронологии решили отказаться. Начнем, пожалуй, с 1900-го года. Итак, как вступали кронштадтцы в XX век?
Надеемся, наши публикации будут не просто экскурсом в прошлое. В них читатели «КВ» смогут почувствовать дух ушедшей эпохи, увидят проблемы, которыми жил в начале девятисотых не только Кронштадт, но и вся страна, проведут параллели с современностью. Для чего это надо? Для того, чтобы лучше понять Россию сегодняшнюю, понять самих себя.
Наша теперешняя жизнь во многом похожа на жизнь людей начала девятисотых. Конечно, у нас прогресс: водопровод, электричество, автомобили, мобильники и интернет. Но вот многие проблемы, как ни странно, - одни и те же.
К примеру, коснуться зимы - все те же снеговые заносы на дорогах и во дворах, непролазные сугробы, та же нерасторопность дворников (так и тянет сказать - и коммунальных служб), вся та же надежда на русское «авось», то есть - «само когда-нибудь да растает».
Или всегдашняя наша беда - пьянство. Во все времена оно «выкашивало» немалую часть населения. И что же теперь? Минуло более века, а беда осталась. Только масштабы стали покруче. Вот официальные статистические данные: в начале XX века русский человек выпивал чистого алкоголя 7 литров в год, а в ушедшем 2009-м - 18! Та же торговля «левой» водкой, спиртом и самогоном и, как итог, чудовищная смертность.
А бомжи? В царской России их называли нищими и бродягами. По всей России их было не более 300 тысяч. Сегодня в одном Санкт-Петербурге их насчитывается около 30 тысяч (это только официальные данные).
А цены на продукты? А безработица? А преступность? А беспризорные дети? Все это будоражит страну до сих пор.
Да и люди, за последние век с небольшим, мало изменились. Помните, у Булгакова: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…».
Вот и получается, что для России сто с лишним лет - не срок, убедитесь сами.
Итак, 1900 год, Кронштадт.

Трудная задача

«Не будет вредно, если последует распоряжение о приведении в должный порядок улиц, превращенных в настоящее время в какие-то цепи невысоких гор. Не говоря уже о том, что переход с одной улицы на другую, без опасения утонуть в снегу, не представляется возможным, езда на лошади является прямо таки не безопасною. Что же будет при первой оттепели?! Придется ездить на лодках.
По Павловской улице, на теневой стороне, следует хоть немного собрать снег в кучи, а то в нынешнем году зима в городе продлится до июня месяца. Можно ручаться, что при таком невнимании к соблюдению чистоты - снег, а впоследствии грязная, зловонная масса - долго будут служить источником заразы.
Часто на словах приходится слышать о заботе к сохранению здоровья народа со стороны различных обществ, учреждений и пр., а как до дела, то и руки в брюки, язык на полку. А нехорошо, надо оправдывать себя».

«Кронштадтский вестник»
среда, 16 (28) февраля, 1900 год.

Беда от снега

«Вот уже несколько дней Кронштадт почти купается в снегу, которого навалило столько, что некоторые домовладельцы пришли в отчаяние, так приходится убирать его, а уборка снега для них, видимо, хуже египетской казни, это доказывается тем, что панели наших улиц никогда не метутся и не посыпаются песком. Не говорим уже о дворах, которые переполнены снегом до того, что в иной двор и доступу нет, многие из них в течение зимы даже не очищались. Воображаем, какой будет аромат с наступлением теплого времени. Нам кажется, что при таком халатном соблюдении санитарных правил гг. домовладельцы совершенно забывают, что весной при таянии снега, к ним могут пожаловать совсем ненужные гости в виде различных микробов, бацилл и т. п., а с ними острые инфекционные болезни».

«Кронштадтский вестник»,
пятница, 21 января (2) февраля, 1900 год

«Не мешает также обратить внимание и на другое явление, присущее Кронштадту. Злоупотребление алкоголем сильно развито между кронштадтским населением. Не говоря уже про взрослых, даже и малолетки не уступают в этом, и зачастую приходится видеть лиц, едва вышедших из отрочества, в состоянии полной невменяемости. Для примера приведу случай, виденный мною. Третьего дня, вечером, проходя на Посадской улице, я встретил трех подростков 13 и 14 лет, прилично одетых, которые своим поведением обращали на себя внимание, так что прохожие сторонились от них. Подростки эти были пьяны. Поравнявшись с винной лавкою, один из них выразил желание выпить, на что согласились остальные. Но достать водки было невозможно, так как малолетним, и в добавок ни в своем виде, сиделец не отпустит. Юнцы по этому случаю призадумались, но проходивший посадский, к которому они обратились, выручил их. На переданные ему деньги купил бутылку водки, которую они тут же на дороге и распили, причем один из них охмелел до того, что не мог идти; тогда юнцы, наняв извозчика, поехали куда-то выспаться.
Приведенный нами печальный случай доказывает, что алкоголизм свил прочное гнездо среди населения Кронштадта и много придется понести труда, чтобы побороть его.
N.V.»

«Кронштадтский вестник»,
воскресенье, 23 января (4 февраля), 1900 год

«Вероятно, многим из обывателей приходилось в воскресенье или другое праздничное утро, когда в Кронштадте все питейные заведения и лавки заперты, встречать людей, принадлежащих к простому классу, в состоянии полной невменяемости. Невольно возникает вопрос, где эти люди могли достать водки, когда в это время даже и хлеба купить трудно.
На самом же деле. Достать водки не трудно, ибо всегда находятся благодетели, которые снабдят страдающего с похмелья или желающего для праздника выпить, полу-бутылкою и даже бутылкою водки, хотя бы и за двойную цену.
Многие из этих благодетелей уже попадались и привлекались к ответственности, но отбыв наказание, снова принимаются за свое ремесло, находя его хотя и опасным, но выгодным. Продажу водки одни производят в квартирах, куда под видом гостей заходят покупатели, другие на ходу, на улицах, так что уловить их трудно; нужно иметь опытный полицейский глаз, чтобы узнать подобную личность, тем более, что сами покупатели неохотно их выдают.
Таким образом, у нас в Кронштадте существует тайная продажа пития, искоренить которые трудно».

«Кронштадтский вестник»,
среда, 1 (14) марта, 1900 год

Кое о чем

«Зимою в праздничное время сменному мастеровому люду, населяющему Кронштадт, кроме трактира, пивных лавок, положительно негде провести время. Положим, в городе существует цирк, но посещение его мастеровым семейством - ущерб для кармана, да и мало все-таки нравоучительного он может оттуда вынести, а поэтому употребление алкоголя в зимнее время, не только между мастеровыми мужчинами, но даже и семействами их, сильно распространено. Удержать простого человека от пьянства может только развлечение, по цене для него доступное. Развлечение это - народный театр, устройство которого давно желательно для Кронштадта, да и в числе мастеровых много найдется любителей драматического искусства, которые безвозмездно предложили бы свои услуги. Народный театр доставил бы возможность мастеровому люду и их семействам зимою, в праздничное свободное время, хотя несколько часов провести по-людски - не в кабаке, действуя в то же время и на нравственную их сторону.
К сожалению, провинциальные города в этом отношении далеко опередили Кронштадт».

«Кронштадтский вестник»
пятница, 3 (16) марта, 1900 год

«Никто наверно из кронштадтских обывателей не станет спорить, что нищенство, и притом еще малолетних детей, само по себе страшное зло, к искоренению которого следует относиться более серьезно, чем это у нас делается.
Каждый почти день на наших улицах мы видим детей, просящих на хлеб. К этим просьбам многие привыкли и относятся к ним вполне равнодушно и только те, на обязанности коих лежит забота об участии детей, брошенных на произвол, иногда подают копейку, другую.
Винить детей в попрошайстве нельзя, ибо их эксплуатируют родственники, ведущие беспутную жизнь, и, побоями выгоняя на улицу, заставляют приставать к прохожим.
Между тем на обязанности нашей лежит прийти на помощь к несчастным детям, и избавить их от растлевающей нравственность профессии. Этого можно достигнуть привлечением к ответственности людей, заставляющих детей своих побираться, и лишать их в то же время права опеки над детьми, помещая последних в благотворительные учреждения или мастерские. Тогда, без сомнения, зло само собою прекратится.

«Кронштадтский вестник»,
пятница, 25 февраля (9) марта, 1900 год.

Городские происшествия

«Проживавший в ночлежном приюте у Петербургских ворот, кронштадтский мещанин Петр Лукин, 20 минувшего декабря, в 5 ? ч. вечера, был поднят в сильно пьяном состоянии на Андреевской ул. городовым Камкиным и доставлен в полицейские арестантские, где и помещен до вытрезвления, в 8 час. утра Лукин был усмотрен мертвым. Труп отправлен в анатомический театр госпиталя.
Служащие во фруктовом магазине Туркина, на углу Песочной и Богоявленской ул., крестьяне Тверской губ. Василий Петров Волков и Николай Карпов Карсков, уходя вечером 25 минувшего декабря гулять, поручили своему сослуживцу, жившему в одной с ними комнате, крестьянину Ярославской г., Рыбинского у., Никольской вол. Николаю Васильеву Штыкину, 14 лет, истопить на ночь печку. Возвратясь в 1 час ночи, Волков и Карсков, найдя дверь запертою, стали сильно стучать и, не получа ответа, сорвали дверь с запоров, а войдя в комнату, усмотрели Штыкина лежавшим на кровати без признаков жизни. В комнате ощущался запах гари. На место немедленно был приглашен врач г. Жук, констатировавший смерть Штыкина, по-видимому, от угара (отравление окисью углерода). Для точного определения причины смерти, труп Штыкина отправлен в анатомический театр госпиталя.
В 12 ч. дня 26 минувшего декабря, в д. Рощина, по Владимирской ул., в казенной винной лавке, внутри помещения, где сложены ящики с водкой, во время топки печи, в трубе, проведенной коленами по потолку, загорелась сажа. Возгорание это было прекращено до прибытия пожарной команды. Убытка не заявлено.
23 минувшего декабря полициею передано по принадлежности дело о ржевской мещанке Анне Ивашевой и ее содержателе крестьянине Андрее Белюте, обвиняемых крестьянином Герасимом Москвиным в ограблении у него 12 руб. денег, 18-го минувшего декабря, в квартире упомянутой Ивашевой.
В 6-м часу вечера 25 минувшего декабря, крестьяне Екатерининской губ., Ростовского уезда, Галактион Погнерыбко и Виленской губ., Дриссенского уезда, Феликс Шаробайко, служащие дворниками в д. Мурашева, по Высокой ул., у себя в дворницкой учинили ссору, во время которой Погнерыбко оттолкнул от себя Шаробайко, а последний упав на пилу, причинил себе в двух местах поранения лобной части. Шаробайко, по оказании ему фельдшером Зеленковым первоначальной помощи, - отправлен в госпиталь».

«Кронштадтский вестник»,
воскресенье, 9 (21) января,1900 год

Объявления

«За неимением средств воспитывать, желаю совсем отдать в дочери годовалую девочку. Соборная ул., д. Коршунова. Спросить в конторе».

«Кронштадтский вестник»,
среда, 23 февраля (6 марта),1900 год

Подготовил
Игорь НИКОЛАЕВ

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru