Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 

 

Кронштадтский вестник
№ 14 от 15 апреля 2011 года

Вернуться к главному  
 

Кронштадт. Страницы истории


Валентин Васильевич Борейко

Кронштадтцы-олимпийцы

Шестнадцатого марта на Садовой улице у дома 50 царило необычное оживление. Прохожие невольно задерживали шаг около группы, хотя и пожилых, но еще довольно крепких на вид людей. Тут же - представители СМИ. Городской комитет по физической культуре и спорту Администрации Санкт-Петербурга и спортивная общественность города отмечали столетие со дня образования Российского Олимпийского Комитета.


Павел Петрович Харин

Среди собравшихся знатоки спорта могли увидеть знакомые лица: шестикратную олимпийскую чемпионку и четырехкратного серебряного призера ХVI и ХVII зимних Олимпийских игр в Альбервилле и Лиллехаммере Любовь Егорову, трехкратную олимпийскую чемпионку ХХI Олимпийских игр в Монреале (1976) и ХХII игр в Москве Татьяну Казанкину и многих других героев олимпийских баталий. Здесь же, у стенда, стояли патриархи советского спорта - олимпионики: трехкратный чемпион ХVII Олимпийских игр в Риме (1960) и Токио (1964) фехтовальщик Виктор Жданович; чемпионка и серебряный призер VIII зимних Олимпийских игр в Скво-Велли (1960) и бронзовый призер IХ Олимпийских игр в Инсбруке лыжница Мария Гусакова; участник Великой Отечественной войны, защитник Ленинграда, чемпион и серебряный призер ХVI Олимпийских игр в Мельбурне (1956) каноист Павел Харин.

Беглец от мирной жизни

Павел Петрович Харин - ленинградец, но к спорту приобщился у нас в Кронштадте. В далеком 1941-м году, будучи 13-летним мальчишкой, он бросает учебу и идет, как и многие его сверстники, точить мины на вагоностроительный завод имени Егорова. Осажденному городу нужны боеприпасы. Но точить минные корпуса, когда кругом гремит война, было еще скучнее, чем учиться. Узнал у ребят, что на Васильевском острове находится управление Военно-Морского флота и подал заявление. Чтобы отвязаться от настырного подростка военмор сказал: «Ладно, решишь задачку, возьмем!» Спасибо, помог сосед, такой же, как он, беглец от мирной жизни.
Так токарь Павел Харин попал вначале во флотский экипаж, на площади Труда, а оттуда - через Лисий Нос - в Кронштадт, на учебу в Школу оружия на Флотской улице, которая готовила специалистов морского дела - минеров, торпедистов и зенитчиков. По окончании школы был назначен в дивизион Морской охотник № 103, потом на торпедный катер. Участвовал в подъеме и конвоировании потопленной немецкой субмарины, на борту которой находились сверхсекретные торпеды. Потом уже узнал, что на этой подлодке были две новейшие торпеды, одну из них отправили в Севастополь, другую оставили в Кронштадте. К чести кронштадтцев, секрет немецкой торпеды разгадали именно специалисты-минеры Кронштадтского Морского завода. Войну Харин закончил в Германии на торпедном катере в звании старшины второй статьи.
В 1948-м опять попал в Кронштадт - на лидер «Ленинград», который стоял здесь на ремонте. Надо сказать, что Кронштадт в то время был очень спортивным городом. Почти каждая воинская часть, флотский экипаж и особенно Морской завод имели свои футбольные и волейбольные команды, которые с утра и до вечера «выясняли» между собой отношения. Начал заниматься спортом и Павел. Вначале легкой атлетикой - бегал в Петровском парке, потом стал играть в футбол, волейбол, занялся штангой. Зимой увлекся лыжами. Во всех этих видах участвовал в городских соревнованиях. В 1950-м году стал призером Кронштадта по лыжам и в составе сборной команды попал на первенство Военно-Морского Флота. В том же году принял участие в лыжном агитпоходе Кронштадт-Нарва-Таллин.
После демобилизации в 1951-м году устроился грузчиком на мясокомбинат им. С. М. Кирова в Ленинграде. Крепкого паренька заметили в коллективе физкультуры. Стал выступать на районных, потом на городских и всесоюзных соревнованиях, попал в сборную страны и на Олимпийские игры в Мельбурн.

Блокадные мальчишки уже чемпионы

«Почти кронштадтцем» считает себя и чемпион ХVII Олимпийских игр в Риме (1960), блокадник Валентин Васильевич Борейко.
- В 1949-м году, - вспоминает он, - мы, блокадные мальчишки, частенько в хорошую погоду в качестве тренировки с Юрием Тюкаловым (тоже будущий неоднократный олимпийский чемпион по гребле) ходили на одиночках в Кронштадт. Туда восемнадцать километров и обратно. В Кронштадте нас заметили бдительные пограничники. Командир катера посмотрел на «нарушителей» погранзоны и скомандовал:
- Вначале накормить, потом допросить!
Поняв, что здесь еще и кормят, мы с Тюкаловым еще не раз ходили в Кронштадт на «прикормленное место», но пограничники быстро поняли наши гастрономические интересы:
- Мужики, да они же сюда жрать ходят!
В 1959-м,
- вспоминает Валентин Васильевич, - на Большой Московской Регате мы с Олегом Головановым (будущий чемпион ХVII Олимпийских игр) на распашной двойке без рулевого уступили в гонке немецкой паре. Вечером к нам подошел немецкий экипаж с тренером:
- Мы принесли вам свои золотые медали, вы их более достойны!
Не знаю, откуда они узнали, что я житель блокадного Ленинграда и что в 1943 году нашу баржу на Ладоге, которая вывозила детей из осажденного города, разбомбили фашистские самолеты. Из нескольких сотен детей спаслись только 16 человек, в том числе и я - Валя Борейко. Конечно, мы подарка не приняли, сказав, что свои золотые медали мы выиграем на Олимпийских играх в Риме.

Добавим, Валентин Васильевич Борейко и Олег Сергеевич Голованов свое слово сдержали. На следующий год, в Риме, они с блеском выиграли двухкилометровую дистанцию, но Валентина из лодки выносили на руках, сам идти он уже не мог. Вот так боролись «за ту же зарплату» наши ребята в то время за честь флага своей Родины!

Первый Олимпийский комитет

Сегодня в Петербурге осталось всего 82 чемпиона Олимпийских игр, на встречу пришел только 21.
А когда-то, в далеком 1911-м году, в доме № 50 по Садовой, на котором теперь висит солидная карельского гранита мемориальная доска, собрались «представители 31 гимнастической и спортивной организации России». Они-то и избрали первый Российский Олимпийский Комитет, члены которого в дальнейшем внесли неоценимый вклад в дело дальнейшего развития спорта в России. Почетным Председателем был избран, генерал-адъютант, барон Ф. Мейендорф, бывший в то время председателем крупнейшего в Санкт-Петербурге общества телесного воспитания «Богатырь».
Действительным же председателем комитета единогласно избрали пользующегося всеобщим уважением старейшину российского спорта Вячеслава Измайловича Срезневского. В члены комитета были введены самые известные представители лучших спортивных обществ и клубов России: почетный член Санкт-Петербургского Общества любителей бега на коньках А. П. Лебедев; президент Атлетического общества граф Г. И. Рибопьер; председатель Всероссийских союзов гребного спорта и лаун-тенниса А. Д. Макферсон; председатель Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи (ОСФРУМ) Г. А. Дюперрон; действительный статский советник А. П. Ивашенцев; член Кружка любителей спорта П. И. Лидваль; член ОСФРУМ А. П. Целибеев; секретерь этого же общества Н. Н. фон Штиглиц; доктор медицины, старший врач 2-го Балтийского флотского экипажа В. Н. Песков; председатель Санкт-Петербургского гимнастического общества Г. Г. Небе и надворный советник Д. Д. Маршалов (сын знаменитого парусника и гребца Санкт-Петербургского Речного Яхт-Клуба Д. И. Маршалова). Всего 13 человек.

Трое кронштадтцев на V Олимпиаде

К тому времени уже прошли четыре Олимпиады: 1896-м году в Греции, в 1900-м в Париже, в 1904-м в Сент-Луисе и в 1908-м в Лондоне. Для кронштадтцев наиболее интересными оказались V Олимпийские игры 1912 года в Стокгольме. Но дадим слово корреспонденту газеты «Котлин» № 136 за 1912 год:
«Во вторник, 12 июня 1912 года, вечером, около 9 часов, мимо Кронштадта прошел в Стокгольм большой четырехмачтовый пароход «Бирма» с участниками Олимпийских игр. Пароход украшен флагами и производит необычайно яркое впечатление. На нем имеется сто кают первого класса, обставленных весьма комфортабельно. В каждой каюте помещаются два человека. Во втором классе 250 кают, кроме того, есть помещения и для третьего класса на 1200 человек. К услугам спортсменов - читальня, курительная, телефон, почтовое отделение и громадная столовая. Всего из России едут на Олимпийские игры 193 спортсмена, из них 80 офицеров».
И, скромно, самое - для нас - важное: «Из Кронштадта принимают участие в Олимпийских Играх трое: гг. КАШ, ВЕЙС (стрельба) и АЛЬМКВИСТ - пятиборье».
С этого места расскажем подробнее. 1905-й год, журнал «Самокат». В заметке «Стрельба в цель» читаем: «Закончились состязания в стрельбе в офицерском тире на Семеновском плацу, устроенные Санкт-Петербургским Атлетическим Обществом. В стрельбе из винтовок: первый приз и звание чемпиона получил Тевяшов, второй - Гернет, третий - Воронин, четвертый - Каш». Это первое упоминание о капитане Амосе Каше. Из воспоминаний («Страницы из прошлого») первого Олимпийского чемпиона России по фигурному катанию Николая Александровича Панина-Коломенкина:
«Я записался на соревнования 1905 года от «Общества любителей бега на коньках». Семичев представил мишени в 43, 42, 42, 42, 42 = 211 очков, вторым был капитан Кронштадтской крепостной артиллерии А. М. Каш, представивший мишени в 44, 43, 42, 40 и 39 = 208 очков».
А вот результаты российской команды в стрельбе из пистолета на V Олимпийских играх в Стокгольме 1912 года: «Серебряные медали завоевали члены команды в дуэльной стрельбе из пистолета на дистанции 30 м: П. Волошников, Н. Мильницкий, А. Каш и Г. Пантелеймонов».
В 1913-м году в Киеве прошла первая Российская Олимпиада. На Сырецком военном стрельбище на стенде «Императорского общества правильной охоты» состоялись состязания по стрельбе. В индивидуальной целевой стрельбе из пистолета первый приз получил кронштадтец капитан Амос Маркович Каш (409 очков), начальник второго крепостного телеграфа.
Менее удачными были результаты двух других кронштадтских участников олимпийских игр в Стокгольме Вейса и Альмквиста, но и они оставили заметный след в истории спорта не только Кронштадта, но России. Прапорщик Вейс дважды стал серебряным призером двух российских Олимпиад в Киеве (1913) и Риге (1914) по стрельбе из винтовки, а капитан 1-й Кронштадтской крепостной артиллерийской бригады Арно Альмквист получил золотую медаль, победив в первых в России офицерских состязаниях по лыжам на дистанции 10 верст, с результатом 58 мин. 44 сек. Поверьте, это даже по сегодняшним меркам очень неплохой результат, если учитывать, что бежал он в военной форме, не на пластике и без шведских мазей!
Были в 1912-м году на Олимпийских играх в Стокгольме и еще два представителя Кронштадта, дачники села Мартышкино. По свидетельству журнала «Яхта» № 34 за 1907 год в селе Мартышкино, близ Ораниенбаума «местные любители парусного спорта 6 августа устроили парусную гонку, на которую записалось 12 яхточек. Яхты эти были разделены на три разряда. В первом гонялись: «Утопия» братьев Утиных, «Марево» Воробьева, «Пескарь» Андреева, «Флирт» Пантелеева и «Богема» братьев Толстых. Курс гонки был назначен от створа входных вех Сидорова канала в Ораниенбауме к флагу Морского канала и обратно, два круга, что составляло 7 морских миль. В первом разряде лучшее время 1 час 36 мин. 53 сек. показал «Пескарь» Андреева, вторым был «Флирт» Пантелеева - 1 час 43 мин 45 сек».
Так вот, этот Александр Пантелеев, призер мартышкинских гонок в 1912 году со своим двенадцатилетним сыном Юрием, как зрители, совершили путешествие на яхте в Стокгольм на V Олимпийские игры. Юрий Александрович Пантелеев, будущий адмирал, профессор, яхтенный капитан, мастер спорта СССР, один из основателей, совместно с военмором Бальсевичем, Юрьвым, Зуевым и другими энтузиастами парусного спорта нашего Кронштадтского яхт-клуба. В 1922 году он служил мл. штурманом на линкоре «Марат» в Кронштадте и участвовал в выбраковке плавучих средств для кронштадтского яхт-клуба, созданного в 1919-м году. Потом, с 1939-го года Ю. А. Пантелеев - начальник Штаба Балтийского флота, а с 1951-го - командующий Тихоокеанским флотом. Закончил службу адмирал Юрий Александрович Пантелеев в 1967-м году начальником Ленинградской Военно-Морской академии им. А. Н. Крылова, которую возглавлял с 1956 года.

Борис БРИЛЬ

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru