|
Кронштадт. Страницы истории |
Очерки спортивной жизни. 1704-1917
Наш внештатный автор Борис БРИЛЬ продолжает серию рассказов о спорте в Кронштадте давно минувших дней. Это дань памяти и уважения первопроходцам кронштадтского спорта, вписавшим свои имена не только в историю Кронштадта и Санкт-Петербурга, но и всероссийского и даже мирового спорта. Мы попробуем напомнить нынешнему поколению о наших славных предках: трехкратном чемпионе Кронштадта (1857, 1858, 1860 годы) по стрельбе из винтовки, герое Севастопольской осады, подполковнике (в будущем полном генерале) морской артиллерии Ф. В. Пестиче; вице-командоре Петербургского речного яхт-клуба и «художнике шахмат» - лейтенанте 14 флотского экипажа И. С. Шумове; подпоручике крепостной артиллерии Г. Д. Мартосе, совершившем «оздоровительную» туристическую поездку на допотопном, даже для того времени (1890 год) велосипеде на сплошных шинах по маршруту Петербург-Варшава-Берлин-Париж-Лондон, «всего-то» на 8000 километров; о капитане крепостного телеграфа А. М. Каше, серебряном призере по стрельбе из дуэльного пистолета на Олимпийских Играх в Стокгольме 1912 года и многих, многих других. Автор просит читателей, имеющих в своем семейном архиве какие-либо сведения на эту тему, сообщить их по телефону: 434-82-77.
Речной Яхт-Клуб
(Начало в №10)
Между тем, несмотря на горькие итоги первой парусной гонки 1860 года, парусные прогулки и состязания все больше завоевывают популярность среди членов Яхт-Клуба, и уже в 1864 году было решено вместо традиционных двух гонок провести три: малую - для небольших шлюпок на Средней Невке на дистанцию 3 мили, среднюю - для открытых и полупалубных ботиков у Елагинского маяка на дистанцию 6 миль и, наконец, большую гонку в Невской Губе между Северным и Южным маяками и Кронштадтом. Дистанция этой гонки составляла около 12 миль.
При довольно свежем северном ветре были пущены 4 яхточки, от 7 до 11 тонн вместимостью: шкуна «Гриля», датский ботик «Константин» и два тендера: «Гуляка» и «Морфи». Начав гонку у Северного маяка, суда должны были обойти маячный пароход «Рассыльный», стоящий на траверзе Стрельны и Лисьего Носа и окончить состязание под кормою Северного маяка.
Несмотря на то, что ботик «Константин» не взял рифы, он сразу же оказался далеко впереди всех своих соперников, пробежал дистанцию в 2 часа 22 минуты 56 сек. и получил первый приз - серебряную модель маяка. Второй приз - шлюпочный спиртовой компас достался тендеру «Морфи», прошедшему дистанцию за 2 час. 53 мин. 9 сек.
Это был последний приз И. С. Шумова на парусных состязаниях, в том же сезоне он уходит с поста председателя Гоночной комиссии и полностью посвящает себя шахматам, где его ждало мировое признание.
В зимнем сезоне 1864 года, по традиции с 9 января шли лекции, на которых морские офицеры продолжали знакомить членов клуба с морским делом. Н. Е. Рябинин рассказал «об искусстве судостроения», Н. А. Рыкачев - «об усовершенствовании употребления судов», В. В. Кузнецов - «о приметах погоды и плавании на реке Неве».
Руководство Речного Яхт-Клуба давно не покидала мысль рано или поздно вписать всех петербургских моряков в свои списки. Они хорошо понимали пользу сотрудничества с военными моряками, да и у самих петербургских моряков, лишенных возможности пользоваться благами кронштадтского Морского клуба, потребность в клубной жизни, тоже имелась. Холостые находили, что обедать и проводить вечера гораздо выгоднее в клубе, «нежели в кухмистерской у Ефремова», а семейные понимали: их дамы помимо театров и многолюдных, требующих расходов на туалет балов могут пользоваться теми же удовольствиями в своем клубе. Попасть же в уже существующие петербургские клубы в силу их корпоративности морякам было почти невозможно. В купеческий клуб в члены не попадешь, в Благородное собрание нужно ждать лет пять, да там можно было и затеряться в одиночестве.
И вот в 1864 году на Большой Морской в доме Кононова, вход с Кирпичного переулка, любезно открыли свои двери для морских офицеров зимние помещения Речного Яхт-Клуба. «Мы уже были в этом помещении и нашли его вполне удовлетворительным и, что самое главное, как нельзя более отвечающим жизненным потребностям морских офицеров, находящихся в Петербурге», - напишет корреспондент.
«Для несемейных моряков в столовой клуба можно найти хороший обед за 50 копеек за исключением субботы, когда плата увеличивается до 1 руб. Морской офицер, желающий быть гостем, может вносить 5 руб. серебром за всю зиму с правом вводить на семейные собрания двух дам. Теперь от самих моряков зависит воспользоваться предлагаемым гостеприимством».
Надо заметить, что Речной Яхт-Клуб старался принять участие во всех общественных событиях военного флота. В 1863 году, по случаю прибытия из Англии броненосной батареи «Первенец», командор клуба Познанский «исходатайствовал» у управляющего Морским Министерством Н. К. Краббе разрешение на посещение Кронштадта членами Яхт-Клуба на казенном пароходе. 15 августа командир парохода «Ильмень» капитан-лейтенант Сильверсван взял 104 пассажира у елагинской пристани и лихо доставил их к месту назначения. В Кронштадте они встретили самый радушный, «истинно морской прием» со стороны своих старых знакомцев капитан-лейтенанта Белавенца и лейтенанта Н. А. Рыкачева. Члены клуба осмотрели батарею «Первенец», транспорт «Гиляк» и клипер «Изумруд». Когда в навигацию 1866 года в Кронштадт прибыла эскадра Северо-Американских Штатов, Речной Яхт-Клуб также не остался равнодушным. Уже на следующий день, 26 июля, яхт-клубская эскадра в составе семи яхт и в сопровождении предоставленных Морским Ведомством двух военных пароходов «Нева» и «Славянка», на которых было более 150 человек, прибыла на малый кронштадтский рейд, где была принята американцами на мониторе «Миантономо».
А через несколько дней многочисленные гребные суда Яхт-Клуба уже встречали на Большой Невке близ Каменного острова чрезвычайного американского посланника Г. В. Фокса и состоящих при нем капитанов Муррея и Бомонта с ответным визитом. В сопровождении яхт-клубской эскадры при звуках военной музыки, игравшей национальные американские песни, на катерах гости были доставлены в Яхт-Клуб, который встретил их салютом из своих орудий. Жаль, что сегодня на спортивных яхтах нет пушек, глядишь, и отбились бы от захвата петербугских водно-спортивных баз «новыми русскими». Недаром кто-то из гребцов-блокадников, мрачно пошутил:
Немцы не могли нас взять танками,
Так «новые русские» задавили деньгами и банками! |
Ибо, по словам газеты «На островах» (№ 9 за 2008 год):
Сегодня вместо клубов лишь коттеджи,
На водах наших тишь да гладь.
И вянут юные надежды -
О гребле можно лишь мечтать. |
По прибытии американцев в местной шлюпочной мастерской состоялась церемония закладки первого ботика, которому в честь американского посла было присвоено имя «Г. В. Фокс». После спуска флага гостям был предложен чай и ужин. Прием, оказанный Яхт-Клубом, по-видимому, оставил приятное впечатление, так как многие американские офицеры еще не раз после этого посещали дачу речного клуба на Крестовском острове. А в день ухода из Кронштадта американской эскадры яхта «Дагмар» Д. Маршалова со многими членами Яхт-Клуба проводила их до Толбухина маяка.
Визит американской эскадры был ответным актом на посещение Соединенных Штатов двумя российскими эскадрами в 1863 году. В это время Штаты вели гражданскую войну. Официальная версия гласила: «Россия протянула дружескую руку помощи в борьбе Соединенных Штатов за независимость». На самом деле, все было куда сложнее. В начале шестидесятых годов ХIХ столетия Россия еще не оправилась от поражения в Крымской кампании. Коалиция Англия, Франция и Турция, используя полыхающее польское восстание, которое скрытно сами же поддерживали, угрожали России новой войной. Главной в этом альянсе, конечно же, была «старая добрая Англия». И тут адмиралу Н. К. Краббе, которым мы уже восхищались выше, пришла «поистине гениальная мысль»: использовать силы нашего, пока еще слабого, флота против Англии «в самом чувствительном нерве ее политики - морской торговле». И он распорядился отправить в Америку эскадру адмирала С. С. Лесовского из Балтийского моря и А. А. Попова из Тихого океана. Снаряжение эскадр и их переход были столь скрытны, что за границей, да и в самой России, об этом узнали только из американских газет, «когда российские флаги уже развевались в портах Нью-Йорка и Сан-Францизско». Н. К. Краббе рассчитал верно: Англия, и без того уже терпящая убытки из-за американских распрей, не захочет, чтобы Россия начала свои действия на ее торговых путях. И Англия отступилась, коалиция распалась. Император Александр II назвал Польшу страной «находящейся под влиянием иноземных возмутителей». И Англия промолчала. Таково было значение флота при усмирении польского восстания. В «Кронштадтском вестнике» поэт, фамилию свою скрывший под псевдонимом «У», писал:
Англия
Презрев законы прав и чести
О, стыд! Коварная страна,
В порыве зависти и мести
Кричит: «Война Руси, война!»
За то, что Англия богата,
Всё покоряться ей должно,
В ее казне так много злата,
Что смоет всякое пятно…
У ней торговля с целым миром,
Ее рука на всех морях,
Что пред золотым ее кумиром
Не превратится в пыль и прах?
Ее законы - непреложны,
Она всемирный адвокат,
Все средства для нее возможны,
Лишь ей не запрещен захват.
Она, как бездна, ненасытна,
Как демон, зависти полна,
Как глубина морская скрытна,
И ненадежна, как волна.
Ну, что ж, вставай, наш враг исконный,
Вздымай предательскую длань
Единодушно и покорно,
Россия выступит на брань!
Смотри, сыны ее готовы,
Ты не застанешь их врасплох,
Но помни слово Иеговы:
«На начинающего - Бог!» |
После ухода американской эскадры старичок-извозчик изливал свое горе солдатику на Петровской пристани:
- Вот, горе-то приключилось со мной, служивый.
- Что такое, дедушка?
- Мерикашка треклятый часа два ездил со мной и всучил мне вот энту бумажку. Что теперь делать-то с ней, чай мыло только заворачивать?
Извозчик показывает солдату голубую бумажку, имеющую форму параллелограмма. Солдат догадался:
- Дедуля, да это же американские деньги.
- Ой, ли?
Спросили проходящего студента, тот со знанием сказал:
- Это один доллар, в банке за него дадут два рубля.
- За один - два рубля, - обрадовался дед.
- Ну, здорово, ну спасибо, робяты.
Деду повезло, согласно таксе извозчичьих перевозок, стоимость одного часа проезда в то время равнялась 60 копейкам.
Но сделаем паузу. В 1867 году Морское Министерство назначило начальником практической броненосной эскадры на Балтике героя обороны Севастополя контр-адмирала Г. И. Бутакова, оказавшего громадное влияние на дальнейшее развитие гребного и парусного спорта среди военных моряков, особенно в Кронштадте, но об этом в следующем очерке.
Борис БРИЛЬ,
почетный член «Клуба Олимпийских чемпионов»
|