Год основания газеты - 1861

 
Свежий номер
Подшивка
Рубрикатор
Реклама
 

 

Кронштадтский вестник
№ 2 от 21 января 2011 года

Вернуться к главному  
 

Культура

Поляна современного искусства

Возле арт-резиденции Государственного центра современного искусства этой зимой выросла не только гигантская сосулька. Приятным сюрпризом для часто проходящих по Парусному мостику мимо Парусной мастерской стало появление композиции из замороженных во льду рыб и двух совершенно одинаковых на вид снежных куч. Две кучи, сосулька и рыбы - объекты современного искусства, а значит, площадку, на которой они экспонируются, смело можно назвать поляной искусств. Специально для корреспондента «КВ» экскурсию по этой поляне провел куратор проектов арт-резиденции Санкт-Петербургского филиала ГЦСИ художник Михаил А. Крест.


Куча настоящая и куча ложная. Где какая, отгадай?

В прошлом году сосулька, налитая Михаилом по сложной системе ниточек и каркасов из окна второго этажа арт-резиденции, была стройная, словно девушка, и называлась «Сосулька-американка, или Позитивная сосулька». Вторая получилась более внушительной. Поэтому автор назвал ее «Вертикальная ледяная глыба».
- Из прошлогоднего опыта я понял, что она всем нравится, вот и решил создать ее снова, чтобы удивляла островитян, - рассказывает автор. Кронштадтцы действительно не могут равнодушно пройти мимо этого ледяного колосса: одни дурачатся, другие с серьезным видом исследуют найденное чудо, третьи приходят с детьми, а то и вовсе с бабушками. Сначала задирают головы, пытаясь прикинуть, сколько метров высотой этот арт-объект, а потом нагибаются и с еще большим интересом начинают обсуждать расположенный рядом новый.
Новый объект называется «153 рыбы, вмороженные в лед». Это действительно 153 красноперки общим весом 33,5 кг, купленные Михаилом в магазине на проспекте Ленина для греческого художника Максам Арепо, который является автором этой рыбной композиции. Грек занимается таким направлением в современном искусстве как аккумуляция: то есть он сводит в одном пространстве похожие объекты и доводит их до того состояния, когда сам по себе (в единственном числе) объект перестает существовать и начинает восприниматься только как суммарное целое. Вот это и произошло с рыбами, которые застыли в ледяном круге, размером с крышку люка или прикроватный столик.
Как пояснил Михаил, рыб и сосульку следует рассматривать как единую сезонную (то есть зимнюю) скульптурную композицию. Он и название ей придумал «Слеза рыбаков»:
- Все мы на острове - рыбаки, раз островитяне, - говорит Михаил А. Крест. - И рыбу у нас можно ловить не только летом, но зимой... А «слеза» почему? Так это слеза радости, умиления, вызванная положительными эмоциями, которые рождаются у публики, когда они смотрят на объекты. И сосулька, и рыбы очень нравятся детям. Рыб они внимательно изучают, каждый раз откапывают, пытаются выковыривать. С сосулькой фотографируются.
Есть на поляне искусств еще один объект, который, по словам Михаила, привлекает больше взрослых, чем детей. Это две на вид совершенно одинаковые кучи. Первая, земляная, появилась весной прошлого года. Ее насыпал сам Михаил А. Крест. Потом она стала жить своей жизнью: обросла травой, к лету уже естественно смотрелась среди плоского ландшафта. В день летнего солнцестояния австрийский художник Александр Фельх торжественно наименовал ее английским словом «Contemporary» - то есть «Современная куча». А зимой вдруг рядом с ней появилась еще одна. Из снега. Вторую «Современную» создал французский художник Анна Ротас.
- Все уже привыкли к первой куче, наблюдали ее и летом, и зимой. Но очень удивились, когда куч стало две. Вторая куча, - объясняет Михаил, - есть куча, внешне идентичная первой, только ложная. Под ней нет ничего, она полностью создана из снега. Снег растает, и у нас останется только оригинал.
Вторая куча отлично характеризует современное искусство, которое порой бывает только внешней формой, под которой ничего нет, то есть подражанием искусству уже известному, но без надлежащих знаний об этом искусстве... Все объекты, выставленные на площадке искусств, просты в своем исполнении, элементарны по форме. Это вполне доступное для понимания творчество современных художников, рожденное из ничего и не требующее больших финансовых затрат. Это произведения искусства универсальные - то есть понятные и любимые одинаково как взрослыми, так и детьми. А еще кронштадтскими туристами. Наблюдая за тем, как воспринимают, реагируют и как существуют люди рядом с гигантской сосулькой или таинственными кучами, Михаил А. Крест проводит своеобразный социальный эксперимент.
- Мы не побуждаем оценивать увиденное, решать, хорошо то, что они видят, или плохо. Мы попытались вызвать положительные эмоции, создав такие конструкции, которые всегда оставляют место для того, чтобы человек сам додумал увиденное произведение искусства, дорисовал в голове недостающие детали. Поэтому важно, что у каждого суть произведения в итоге получается своя.


Каждый видит свое в объектах современного искусства

P. S. Всех посетителей поляны искусств Михаил снимает на фотокамеру... пока они снимаются на фоне его арт-объектов. Свои фото он предоставил городской газете и ждет ваших - которые вы, дорогие читатели, можете выложить в альбоме «Наша сосулька» в группе «Газета «Кронштадтский вестник». Ведь такая сосулька (и другие стоящие рядом арт-объекты) есть только у нас - в Кронштадте!

Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото из архива ГЦСИ

 

<<< >>>

 

     
Объявления
Теленеделя
Письма
Афиша

 

 

Адрес редакции: 197760, г. Кронштадт, ул. Флотская, 25.
Телефон: (812) 311-3756
E-mail: kronvest@mail.ru