Николаевский Морской Собор.
Возрождение Души Кронштадта
Почти два года его фасад скрывала от нас прозрачная пленка строительных лесов. И мы почти привыкли к тому, что вместо его византийских башенок в небо упираются прямоугольные обрубки. Облаченный в леса, он вызывал жалость. Но вместе с жалостью в душе жила и надежда - надежда на возрождение. Там, за прозой этих лесов, скрывалась некая тайна, невиданная доселе божественная поэзия…
Идешь в ветреную погоду через площадь и слышишь странную музыку: будто трепещут на ветру паруса, поскрипывают мачты. Это в шелесте строительных лесов заиграли мелодии гавани. Это Морской Собор, словно огромный парусник, бросил якорь на Якорной площади. Вот уже почти сто лет, как сей небесный корабль, словно Ноев Ковчег, спрятавший под своими сводами диковинных рыб, птиц и животных, причудливые цветы, вдохновенные лики ангелов, серафимов, святых, вот уже почти сто лет Корабль-Собор верен своей Гавани…
С некоторых пор он снова поймал ветер в свои паруса!
И вот открылись две аккуратные башенки. Легла легким мостиком дуга над центральным окном, а по ней в причудливом танце пустилась византийская вязь фантастических растений. Повисли разные радуги над главным входом. И каждый кирпичик, каждый элемент тончайшей каменной вышивки ожил, задышал, сбросив вековую пыль. Это только начало долгожданного преображения. Это только первый этап кропотливой работы. Надеюсь, скоро встрепенутся божественные птицы, скоро расправят крылья строгие серафимы и стряхнут следы вандализма со своих чешуек чугунные рыбы. Как скоро?
А пока нашим взорам открылся лишь обновленный фасад Собора. И кронштадтцы охнули от удивления. Даже те, кто родился здесь в середине прошлого века, не помнят Собора таким. Как чист, светел и по- неземному благороден он стал! Будто омылся дождем, будто сбросил пыль бессмысленно прожитых лет. Смотришь и не веришь глазам: не туристы, обыкновенные горожане, спеша по делам через площадь, вдруг останавливаются и поднимают головы к небесам. Они любуются новым ликом Морского Собора. Они в ожидании дальнейшего преображения. Храм в преддверии юбилея. И летят к Небу слова благодарности тем, кто вкладывает свою душу в дело возрождения Души Кронштадта.
Серафима Белевич
Несколько слов в защиту Патриарха
Зашла на официальный сайт Кронштадтской администрации. Изумлена, сколько непочтительности к Первоиерарху Русской Православной Церкви. Ни за что не поверю, что Патриарх Алексий - высокообразованнейший человек, окружение которого всегда тщательно готовит каждый визит - вдруг, якобы, сказал (цитирую официальный сайт администрации Кронштадта):
«Не стоит забывать, - добавил Патриарх, - что строился Храм в основном на средства моряков и Морского ведомства. Размещение в здании собора Музея морской славы не противоречит, а наоборот, усиливает его значение. Именно таким, Церковь и Музей одновременно, хотели видеть его создатели».
Патриарх, как никто знаком с историей Христианской Церкви в целом и с историей Русской Православной Церкви, в частности. Со времен Петра I Церковь стала частью государственного механизма, выполняя определенные, весьма важные функции, например, учета населения (регистрация рождения и смерти), регистрации актов гражданского состояния, учет миграции населения. Со времен Екатерины Великой - разумная была правительница, культовые здания для всех конфессий строились за государственный счет. Финансирование строительства велось, естественно, через распорядителей бюджета - министерства и ведомства. Так, строительство церквей при учебных заведениях финансировалось через министерство просвещения, церквей при лечебных учреждениях - через министерство народного призрения. Конечно, часть церквей строилась и благотворителями, часть строилась непосредственно в имениях для нужд землевладельца и на его средства.
Храмы для военного и морского ведомства строились за счет бюджетных средств, финансирование велось за счет сметы (бюджета) соответствующего ведомства. Так, крепостной собор Владимирской иконы Божией Матери финансировался через сухопутное военное ведомство, через Кронштадтское крепостное инженерное управление. После революции это управление было преобразовано в Морскую инженерную службу.
В недавние времена в каждой крупной организации был партийный кабинет, который содержался и оформлялся за счет средств предприятия. Однако этот парткабинет никогда не рассматривался как имущество предприятия. Это было имущество идеологического аппарата - коммунистической партии. Быть может, и не совсем корректный пример, но зато - наглядный. Так и церкви в дореволюционной России - строились и содержались за счет бюджета казны с привлечением средств сторонних инвесторов (если пользоваться современным понятийным аппаратом), но всегда использовались для нужд церкви и так, как считал назначенный в храм священнослужитель.
Кронштадтский Морской собор в своей строительной готовности (без церковной утвари, икон и т.п.) стоил 1 955 000 золотых рублей, из которых 280 000 собрали непосредственно морские чины, то есть, 14% от стоимости собора. Остальное - казна, то есть, государственный бюджет. Строился Храм в ознаменование нескольких событий в жизни России.
Во-первых, приближалось столетие первого кругосветного плавания россиян. Красивое звание «великая морская держава» в мировом морском сообществе присваивается только государству, которое своим иждивением смогло сконструировать и построить судно океанического класса и сформировать из своих сограждан или подданных экипаж, способный совершить океаническое кругосветное плавание. В 1902 году исполнялось 100 лет первой российской кругосветке, то есть, вхождению России в число великих морских держав. В 1913 году приближалось 300-летие дома Романовых - торжество династии, которая вывела Россию на одно из первых мест в мире. Влияние России было столь велико, что не только в России, но и во всей Европе и Малой Азии всерьез говорили о грядущем высочайшем духовном влиянии России на мировое сообщество. «Москва - третий Рим, а четвертого не бывать».
А вот автор материала о Патриархе на сайте администрации Кронштадта полагает, что Государь и Российская казна были настолько нищи духовно и политически слепы, что финансирование строительства Храма в ознаменование этих величайших в истории России дат было отдано на волю только чинов морского ведомства и экономии по затратам морского министерства?
Как вы понимаете, дорогие читатели, Патриарх всю историю строительства Морского Собора, может быть, и не знает, но то, что Храм такой физической величины и такого величия строился в первую очередь на казенные средства, то есть, на средства государственного бюджета России, ему уж доподлинно известно.
Храм должен был хранить память о морских чинах, погибших в водах мирового океана при исполнении служебного долга, должен был иметь архивохранилище, достойные места для хранения воинских реликвий и икон из корабельных церквей. Но и архивохранилище, и ризница, и реликварий - еще не музей. Наши предки хотели видеть в Храме прежде всего, конечно же, Дом Божий и хранилище памяти о морском подвиге. Что может быть величественнее быть домом Божиим и хранителем памяти. Ведь память делает нас благодарными, а Вера подвигает нас к делам любви во имя тех, кому мы благодарны.
Ольга ЕВСЮКОВА
P.S. Не стоит, наверное, все-таки, вкладывать в уста человеку, тем более, человеку такого высокого статуса как Патриарх всея Руси, слова, которые он не говорил. И не мог сказать в принципе. Некорректно как-то получается. То же самое относится и к изданию Кронштадтской ТПП: там исказили до неузнаваемости как слова Патриарха, так и настоятеля Морского собора.
|